В конце марта в детском саду состоялся традиционный праздник «Моя Усть-Цильма», завершающий тематическую неделю «Народная культура и традиции».
Воспитанники продолжали знакомство с праздником «Усть-Цилемская горка», с образами усть-цилемского фольклора (игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами, устным народным творчеством). Расширяли знания об «Усть-Цилемской горке», праздничном построении фигур. Учились двигаться и петь непринуждённо, свободно, выразительно передавать фольклорный образ. Развивали познавательный интерес к народному творчеству родного края, окружающему миру через восприятие усть-цилемского фольклора. Любовь к родной земле, уважение традиций родного края – наиважнейшие направления воспитания подрастающего поколения.
Выражаем огромную благодарность руководителю фольклорного коллектива «Усть-Цилемские краснопевы» Андрею Ивановичу Бобрецову за участие в празднике и бережную передачу знаний о традициях родного края нашим воспитанникам; маме Матвея Дуркиной Наталье Владимировне за помощь в организации выставки народно-прикладного творчества из личной коллекции усть-цилемских изделий; родителям, предоставившим своим детям костюмы.
Сценарий тематического праздника «Моя Усть – Цильма»
Действие праздника начинается в группе.
Ведущий 1. Здравствуй, Ивановна.
Ведущий 2. Здравствуй, Леонидовна.
Ведущий 1. Куда путь держишь?
Ведущий 2. На горку иду. Нынче Николин день.
Ведущий 1. На работу - так позади последних, а как на горку – напереди первых! А кто ж про горку-то сказывал?
Ведущий 2. Кума сказала.
Ведущий 1. А кума откуда знат?
Ведущий 2. Кума все знат, что на свете деется. Другой раз еще дело не сделалось, а кума куме уж о том на ухо шепчет. А нашепчутся две кумы, весь мир узнает. А ты бывала ли, Леонидовна, на горке?
Ведущий 1. Бывала…
Ведущий 2. Велика ли?
Ведущий 1. Не меряла.
Ведущий 2. Сильна ли?
Ведущий 1. Не боролась.
Ведущий 2. А кого на горке видала?
Ведущий 1. Видела как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у нее узенькие, а лоб широкий.
Ведущий 2. Это ведь медведь был.
Ведущий 1. Да какой там медведь?! Я прежде медведя знавала, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ведущий 2. Да это ж волк!
Ведущий 1. Все ты, Ивановна, говоришь не в толк. Я прежде волка знавала. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.
Ведущий 2. Это заяц. И байки-то, Леонидовна, сказывать перестань, давай-ка, лучше, на горку пойдем.
Ведущие.
Что за славный денек,
Собирайся, народ!
Будем петь и шутить
Да себя веселить!
(Все заходят в зал.)
Ведущая. Дорогих гостей встречаю, добрым словом привечаю.
И так вышло, что сейчас, у меня вы все в гостях.
Тук-тук, тук-тук, вот в ворота слышен стук.
Двери отворяю, в дом гостей впускаю.
Весёлых ребятишек – девчонок и мальчишек, и всех гостей.
Воспитатель: (включает «Это вся наша компанья весела») и говорит:
Добро пожаловать! Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям российским от души поклон вам низкий.
Вед. Коли народ невесел,
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешиться пора,
Становитесь в хоровод!
Пусть потешится народ.
Фигура «Круг» («Я капустоньку полола» тр. 10)
Фигура «Вожжа» (песня та же)
Фигура «Столбы» («Из-за лесу тёмного» )
Фигура «Плясовая» («Краковяк»)
Вед. Сегодня мы с вами узнаем, как принято было отдыхать на Руси. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, потешки, небылицы, чтобы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили: «Делу – время, а потехе – час», что означало – больше времени уделяй работе, труду, но немного отведи веселью и отдыху. Любили в народе тех, кто знал скороговорки, песенки, заклички, потешки, загадки. Вот и мы их сейчас послушаем.
Дети:
(колыбельная)
А качь, качь, качь,
Спи-тко, доченька, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Спи-тко, доча, не реви,
Я куплю тебе все три.
Баю, баю, зыбаю,
Отец ушёл за рыбою,
Мать пелёнки полоскать,
Сестрёнка братика качать.
(Побасенка)
-Деточка, горожаночка, где была?
- Во новом городе.
- Что покупала?
- Вороного коня.
- Где твой конь?
- Миколка в клетку увёл.
- Где та клетка?
- Водой унесло.
- Где вода?
- Буки выпили.
- Где буки?
- На гору ушли.
- Где гора?
- Цветками заросла.
- Где цветки?
- Девки выщипали.
- Где девки?
- Замуж выскакали.
- Где мужевья?
- На войну ушли.
- Где война?
- Посреди гумна.
- Где гумно?
- Выгнило давно.
(Заклички)
Дождик, лей, дождик, лей
На меня и на людей.
На меня-то точку,
На людей-то бочку.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок.
Гони стружок
С запада на восток.
(Скороговорки)
Травка – муравка, золотая булавка.
Конь вороной, хомут золотой.
Дома быть или по морю плыть.
Вед. Я гостей ждала, наряжалася,
Бусы красны надевала, украшалася.
Когда бусы надевала, нитку шёлкову порвала.
Люди добры, помогите! Мои бусы соберите!
Игра «Собери бусы»
Вед. Талантливый народ на Руси живёт!
И охотник, и плотник, и жнец, и певец.
Как начнёт плясать, никому не устоять.
Свободная пляска.
Вед. Эй, ребята да девчушки, запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей.
«Усть-цилемские частушки»
Вед. Где гармошка зазвучала, там и песня зазвучала-
Русская, народная, весёлая, задорная.
Песня «Русская гармонь» в исполнении педагогов.
Вед. Припасла я для вас забав на всякий вкус. Кому шутку, кому прибаутку, кому загадку.
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (козёл)
То толстеет, то худеет, на колене сидит, на весь дом голосит. (гармонь)
Что с бани никак не сбросишь? (дым)
Кто над нами вверх ногами? (месяц)
У двух матерей по пяти сыновей. Всем одно имя. (пальцы рук)
Тридцать два молотят один поворачивает. (зубы и язык)
Вед. Было время петь, плясать, а теперь пора играть.
Игра «Зайцы», «Зеваха».
Делу – время, а потехе – час. Гуляй, гуляй, да не загуливайся!
Угощение детей.