Питание в дошкольной образовательной организации организуется в соответствии с
санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
Организация питания регламентируется локальным актом:
Организация питания в ДОУ
1.1. При организации питания оформляется необходимая документация по поставке, хранению, расходованию и учету продуктов питания в соответствии с требованиями законодательства и санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Дети, посещающие МБДОУ получают четырехразовое питание. При этом завтрак составляет 20% суточной калорийности, второй завтрак 5 %, обед — 30%, уплотненный полдник — 30 %. В суточном рационе допускаются отклонения калорийности на 5 %
1.3. Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка;
Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и нормах питания детей дошкольного возраста и утвержденного заведующим МБДОУ.
На основе примерного 10-дневного меню ежедневно составляется меню-требование и утверждается заведующим МБДОУ.
1.6. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет меню - требование составляется отдельно. При этом учитываются:
- среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы;
- объем блюд для этих групп;
- нормы физиологических потребностей;
- нормы потерь при холодной и тепловой обработки продуктов;
- выход готовых блюд;
- нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;
- данные о химическом составе блюд;
1.7. Питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд
Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню в приемных групп, с указанием полного наименования блюд.
Медицинская сестра ДОУ осуществляет контроль при закладке основных продуктов и проверяет выход блюд.
Объем приготовленной пищи должен соответствовать количеству детей и объему разовых порций.
Выдавать готовую пищу детям следует только с разрешения бракеражной комиссии в составе повара, медсестры, заведующего или заведующего хозяйством, после снятия ими пробы и записи в журнале бракеража готовой кулинарной продукции результатов оценки готовых блюд. Состав комиссии утверждается приказом по ДОУ.
2. Организация питания детей в группах
Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:
- в создании безопасных условий во время приема пищи, в формировании культурно-гигиенических навыков во время еды.
2.2. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.
К сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет.
Дети раннего возраста, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливаются.
3. Порядок учета питания
К началу учебного года в МБДОУ издается приказ о назначении ответственного за питание, определяются его функциональные обязанности.
Меню-раскладка составляется на основании списков присутствующих детей с учетом информации о вновь прибывающих после отсутствия детях.
В случае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовления завтрака произошла, порции отпускаются другим детям, как дополнительное питание, в виде увеличения нормы блюда.
Возврат невостребованных продуктов оформляется соответствующим актом с возвращением на склад.
Возврату подлежат продукты: яйцо, консервация /овощная, фруктовая, сгущенное молоко, кондитерские изделия, масло сливочное, молоко сухое, масло растительное, сахар, крупы, макароны, фрукты, овощи.
3.6. Не производится возврат продуктов, выписанных по меню требованию, если они прошли кулинарную обработку в соответствии с технологией приготовления детского питания: мясо; птица; овощи, если они прошли тепловую обработку; продукты, у которых срок реализации не позволяет их дальнейшее хранение
Учет продуктов ведется в накопительной ведомости. Записи в ведомости производятся на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении. В конце месяца в ведомости подсчитываются итоги.
Начисление оплаты за питание производится финансово-хозяйственным отделом Управления образования на основании табелей посещаемости. Число д/дней по табелям посещаемости должно строго соответствовать числу детей, состоящих на питании в меню-требовании.
4. Разграничение компетенции по вопросам организации питания в МБДОУ
Руководитель учреждения создаёт условия для организации питания детей; несёт персональную ответственность за организацию питания детей в учреждении;
Организацию питания детей (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.) осуществляют работники МБДОУ в соответствии со штатным расписанием и должностных инструкций (повар, заведующий хозяйством, воспитатели, младшие воспитатели).
5. Финансирование расходов на питание детей в МБДОУ
Расчёт финансирования расходов на питание детей в МБДОУ осуществляется на основании установленных норм питания и физиологических потребностей детей;
Финансирование расходов на питание осуществляется за счёт внебюджетных (родительская плата) и бюджетных средств МБДОУ.
Организация питания в МБДОУ "Детский сад № 5" с. Усть-Цильма ( презентация)
Организация диетического питания для воспитанников, имеющих медицинские заключения, рекомендации и показания
Диетическое питание в детском саду
Если у ребёнка аллергия на некоторые продукты питания, проблемы с органами ЖКТ, то ему должно быть организовано диетическое питание. Вопросами диетического питания в детском саду занимается совет по питанию.
Для получения диетического питания необходимо:
1. Заявление родителей.
2. Заключение медицинского работника о нуждаемости ребёнка в диетическом питании (с указанием аллергологического анамнеза и рекомендациями врача)
На основании данных документов издается приказ по учреждению об организации диетического (щадящего) питания для воспитанника.
В учреждении составляется список детей, находящихся на индивидуальном питании (диете), в соответствии с рекомендациями врача (с указанием непереносимых ребенком продуктов, рекомендаций по их замене и мер по организации дополнительного питания). В суточных рационах для таких детей выделяется отдельная графа, содержащая вводимые в отступление от общего меню продукты с утверждением необходимой замены медицинским работником. Список находится у медицинской сестры, на пищеблоке и в групповой ячейке.
При составлении дневного рациона для детей, получающих индивидуальное питание, допускается отклонение от установленных Норм питания по отдельным пищевым продуктам с учетом их замены в соответствии с рекомендациями врача дошкольного учреждения (врача-педиатра участкового, врача общей практики).
Организация здорового питания
При организации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее:
- не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;
- научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;
- можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);
- если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не : сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье;
- если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;
- не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.
Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.
Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.
Очень важно помнить, что:
- каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
- каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;
- почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;
- лучший способ приготовления еды - на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, парадонтоза, колита, дисбактериоза и др.;
- пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;
- внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера – все это помощники хорошего аппетита.
Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).
Как организовать рациональное питание дома
Полноценным «строительство» детского организма станет в том случае, если Ваш малыш ежедневно будет иметь в своем рационе:
- 500 мл молока или кисломолочных продуктов в натуральном виде или вместе с чаем, злаковым кофе;
- 40 г творога, одно яйцо;
- 60-70- г мяса (и не реже двух раз в неделю столько же рыбы - без нее детскому организму не обойтись, особенно головному мозгу);
- 20 г сливочного масла, 7-10 г растительного масла (последнее лучше всего в натуральном виде, так как в нем есть те вещества, которые помогают становлению ЦНС, желудочно- кишечного тракта, гормональной системы);
- 150-200 г овощей (морковь, свекла, капуста и др.); фрукты - лучше всего те, которые растут в местности, где родился малыш;
- 40 г сахара, крупяные блюда, а лучше ассорти (гречка, овсяные хлопья, рис и др.);
- хлеб - для детей этого возраста уже преимущественно черный;
Лучше всего весь объем пищи распределить на 4 приема и соблюдать несколько весьма полезных правил:
- голод утоляют не сладкой пищей (берегите поджелудочную железу), а продуктами, содержащими белок (орехи, молоко, творог, овощи, фрукты и т.д.);
- любой прием пищи лучше всего начинать с овощей или фруктового сока;
- выпивать перед ночным сном ½ стакана кефира;
- утром, если интервал между пробуждением и завтраком в детском саду более 1,5 часа, можно утолить чувство голода половинкой яблока, 1-2 грецкими орехами, салатом из овощей, небольшим ломтиком сыра, ½ чашки сока, галетным печеньем;
- интервал между приемами пищи должен быть в пределах 3,5 – 4 часов; одинаково плохо для здоровья и сокращение, и удлинение интервалов.
Роль витаминов в детском питании
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.
Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.
Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.
Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.
В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечается повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.
Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).
Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.
Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.
При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.
Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.
10 самых полезных продуктов питания для детей
Овсянка
Прекрасный завтрак, в котором много витаминов группы В, железа, цинка и кальция. Старомодная овсянка дает занятым детям много энергии благодаря наличию в ней углеводов и клетчатки.
Яйца
В яйцах много белка и других питательных элементов, среди которых витамины группы В, витамин Е и цинк (и это еще не все). Американская Ассоциация сердечных заболеваний рекомендует одно яйцо в день для взрослых. Решите сами, сколько можно дать детям.
Ореховое масло
Ореховое масло очень полезно для детей. Детям нужен жир (хороший жир, в котором нет гидрогенизированных масел) и белок. И хотя арахис опасен для детей, у которых есть аллергия, им подойдут другие виды орехового масла (но лучше проконсультироваться с врачом).
Молочные продукты
Увеличьте потребление молока вашими детьми и включите в их меню йогурты. Йогурты содержат много кальция, и они легче усваиваются, чем обычное молоко. Кроме того, входящие в их состав бактерии очень полезны для укрепления здоровья кишечника, особенно, если ваш ребенок принимает антибиотики. Внимательно прочитайте наклейку, чтобы убедиться в наличии полезных бактерий в йогурте. Обратите внимание на содержание сахара. Лучше купите простой йогурт и добавьте в него свежие фрукты.
Дыни
Дыни содержат большое количества витамина С, бета-каротина, витаминов группы В, микроэлементов и кальция. Пусть дети едят много дынь в сезон.
Брокколи
Дети любят называть брокколи «деревьями», и иногда можно уговорить особо капризных детей съесть «дерево», а не просто брокколи. Брокколи очень полезны для детей любого возраста и особенно для детей в период роста, благодаря наличию кальция и многих других питательных элементов - калия, бета-каротина и витаминов группы В.
Сладкий картофель (батат)
Содержит 30 мг бета-каротина на порцию. Чтобы получить такое же количество кальция, придется съесть 23 порции брокколи. Кроме того, в нем содержится 3 г клетчатки на порцию.
Белок
Белок особенно важен в период роста. Выбор продуктов огромен – бобовые (в сочетании с зерном); соевые продукты, например, тофу; мясо, рыба, птица.
Цельные зерна
Это самое лучшее питание. Коричневый рис и цельнозерновой хлеб намного лучше белого хлеба – они дают необходимые организму клетчатку, минералы и витамины. Отучите детей от белого хлеба.
Соки
Дети пьют слишком много соков. Но это не значит, что они должны от них отказаться. Просто не нужно давать им сок вместо воды. В апельсиновом соке много витаминов С и Е, калия, фолата и цинка. Можно также давать детям апельсиновый сок, обогащенный кальцием.
Запомни эти правила здорового питания:
1. Ешь сахар, но умеренно!
Вот признак воспитания.
2. Важнейшим для питания является режим,
Мы вовремя питаемся, здоровьем дорожим!
3. Чтоб в теле не испытывать ни вялости, ни боли
Мы в пищу добавляем лишь совсем немного соли.
4. Ешьте овощи и фрукты – витаминные продукты!
5. Жир животный – друг болезней,
Жир растительный – полезней!
6. Чтоб долгим, здоровым был жизненный путь,
Про воду в питании ты не забудь!
7. Ведь жизнь невозможна совсем без белка,
Без рыбы, яиц, без бобов, молока!
Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырье в общеобразовательную организацию
ИП Тюкавин А.С. - поставщик продуктов питания
КФХ Захаров В.Л. – поставщик мясо-молочной продукции
ООО» Весна» - поставщик хлебобулочных изделий
ООО «Каравай» - поставщик продуктов питания